Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Четверг, 19.07.2018, 22:32
Приветствую Вас Гость | RSS
Включить версию для слабовидящих
Меню сайта
Категории раздела
Мои файлы [67]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 51
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Файлы » Мои файлы

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МКОУ СОШ№2 с. Большая Джалга Ипатовского района СК ( Часть 5)
11.10.2012, 10:27
Формирование УУД средствами учебного предмета
 «Литературное чтение»
Первый класс
 
              Личностные УУД:
- самоопределение: система заданий, ориентирующая младшего школьника оказывать помощь сквозным героям, которые в этом нуждаются при решении трудных задач. Задания типа «Помоги Маше (Мише) объяснить (подтвердить, доказать, определить, ответить на этот вопрос»: с. 5, 9, 13, 17,22, 34, 41, 46, 47, 48, 67;
 - смыслообразование и нравственно-этическая ориентация: стихотворные тексты, в которых в шуточной форме обсуждаются серьезные проблемы родительской любви и взаимоотношений мамы и детей: В. Лунин «Целыми днями» с. 52, Э. Успенский «Разгром» с. 53; тексты, посвященные тайне особого зрения (способности видеть не глазами, а сердцем): И. Токмакова «В одной стране» с.57, С. Козлов «Туман» с.58-59; С. Воронин «Необыкновенная ромашка» с. 60-63.
          Регулятивные УУД:
- контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности. Задача создания условий для формирования данных учебных действий решается путем привлечения героев внешней интриги. Сквозные герои внешней интриги Маша и Миша высказывают разные точки зрения на литературные тексты, каждая из которых имеет право на существование: их суждения взаимно дополняют друг друга. Эти суждения не вступают друг с другом в противоречие и не носят оценочного характера. Более того, сами тексты, на которых формируется данное учебное действие, являются очень простыми и короткими. Приведем примеры: "Какие числа спрятались в этой считалке?" - спросила Главная Ромашка. Миша нашёл одно число. Маша нашла ещё два числа. А ты?" с. 10; "Что это за текст: "Архип - охрип?" Миша сказал, что это дразнилка, а Маша сказала, что это скороговорка. А как ты думаешь?" с.47. С. 10, 12, 13, 16, 37, 46, 47, 67, 69, 70.
             Познавательные УУД (информационные):
- поиск и выделение необходимой информации (работа с текстом и иллюстрациями): перечитывание текста с разными задачами: оценка смысла всего текста по его названию, оценка прагматики текста («в каких случаях говорят то или это»), поиск нужных частей текста, нужных строчек, поиск и подстановка нужных слов. Загадки с. 14-16, с. 18-19, заклички с. 20-21, скороговорки с. 22-23, Д. Хармс, Н. Гернет «Очень-очень вкусный пирог» с.26, Н. Носов «Приключения Незнайки» с. 28-31, И. Пивоварова. «Кулинаки-пулинаки» с. 32, А. Дмитриев «Шлагбаум» с.33, Максим Горький «Воробьишко» с.42-43, А. Усачев «Буль-буль» с. 44, «Дора, Дора, помидора» с. 47, Б. Заходер «Приятная встреча» с.55, С. Козлов «Туман» с.58, небылица «По поднебесью, братцы, медведь летит» с.66, колыбельная «Пошёл котик на торжок» с.68, небылица «Стучит, бренчит по улице» с. 69, прибаутка «Села баба на баран» с.70, прибаутка «Как на тоненький ледок» с. 71, прибаутка «Как у нашего соседа» с.72;
- работа с маркированными в тексте буквосочетаниями, словами и строчками: Считалки с.10-11, скороговорки с. 23, А. Дмитриев «Шлагбаум» с.33, Максим Горький «Воробьишко» с.42-43, А. Усачев «Буль-буль» с. 44, Б. Заходер «Где поставить запятую?» с.51, Э. Успенский «Разгром» с. 53, С. Козлов «Туман» с. 58, небылица «По поднебесью, братцы, медведь летит» с.66, прибаутка «Иванушка» с.67, колыбельная «Пошёл котик на торжок» с.68, прибаутка «Села баба на баран» с.70, прибаутка «Как на тоненький ледок» с. 71, прибаутка «Как у нашего соседа» с.72;
- работа с дидактическими иллюстрациями: с.4-5, с.6-7, с.8-9, с.14-15, с.16-17, с.18-19, с.24, с.27, с.31, с.36-37, с.38, с.50-51, с.56, с.60-61, с.73-80.
        Познавательные УУД (логические):
- анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков: сравнение докучных сказок с целью выделения повтора как жанровой основы с. 6-9; анализ группы считалок с целью обнаружения жанровых признаков: повторяющегося в разных текстах общего слова обрядового происхождения и приема шифрования чисел с.10-11; анализ другой группы считалок с целью выявления жанрового признака: значимых слов должно быть 10 (десять): с. 12-13; обнаружение одной из жанровых особенностей загадок: использование приема олицетворения с.14-19; обнаружение жанровых признаков заклички: ее обрядовой природы и прикладного характера с. 20-21; выяснение секрета (общих черт) скороговорок с.22-23; анализ концов стихотворных строк с целью обнаружения парной и перекрестной рифмы с. 26, с.32-34; анализ композиционных особенностей сказки-цепочки (кумулятивной сказки) с целью обнаружения ее жанровых признаков: каждое следующее звено цепочки повторяет предыдущее, обогащённое очередным новым элементом с. 36-37; сравнительный анализ докучной и кумулятивной сказок с целью обнаружения сходства /повтор как главная композиционная фигура обоих жанров/ и различий /круг и вектор как разные композиционные основы/с.37; обнаружение прикладного характера колыбельной песенки /подстановка своего имени вместо имени героя/с. 68-69; обнаружение сюжетных признаков небылицы с. 66,67,69 и дразнилки с.46, 47, 67, 69, 70; сравнительный анализ текста и художественной иллюстрации к тексту с целью выделения существенных признаков малых фольклорных жанров: 8 раз с. 66, 73; с. 67, 74; 68, 75; 69, 76; 70, 77; 70, 78; 71, 79; 72, 80;
 - подведение под понятие: формирование понятия «докучная сказка» через анализ контекстных словоупотреблений глагола «докучать» с.4-5; поэтапное формирование понятия «рифма» через систему замен: двойные хвосты слов, похожие хвосты слов, созвучные хвосты слов, созвучные концы слов, созвучные концы слов в концах строчек, говорить складно – говорить в рифму с. 26-27, с. 32-34; формирование понятия «сказка-цепочка» через анализ фрагментов-«звеньев» текста и изучение дидактической иллюстрации с. 36-37; формирование понятия «прибаутка» через анализ родственных слов (баять, баюн, байка), значения которых объяснены; формирование понятия «небылица» посредством привлечения антонима («быль» - «небылица»);
- установление причинно-следственных связей: между наличием повторов в жанрах устного народного творчества и выводом: «эти тексты легко запомнить» с.8-9; с.72; между использованием в малых фольклорных формах имен собственных в шуточном контексте и выводом о том, что это дразнилки с.46, 47, 67, 69, 70; между обнаружением созвучных концов строчек и выводом о том, что они рифмуются, что это стихи с. 26, с. 32-34; между наличием в фольклорном тексте нереальных сюжетных подробностей и выводом о том, что это «небылица» с. 66, 67, 69; между наличием в фольклорном тексте обращения-призыва к природному явлению с целью заручиться его помощью и пониманием жанровой принадлежности такого текста: это закличка с. 20-21; между характером текста (жанром, к которому он принадлежит) и манерой чтения этого текста (например, как читать небылицу: «Надо ли делать большие глаза и прикладывать правую руку к сердцу? Надо ли немножко тянуть некоторые слова?» с. 66; как читать скороговорки с. 23, 64; стихи, содержащие звукопись с. 40, 48; заклички с. 21; между фольклорным текстом и художественной иллюстрацией к нему (8 раз с. 66,73; с. 67, 74; 68, 75; 69, 76; 70,77; 70, 78; 71,79; 72, 80).
          Коммуникативные УУД:
- инициативное сотрудничество: чтение по цепочке или по ролям: докучная сказка с. 9, считалки с.10-11, скороговорки с. 23, Н. Носов «Приключения Незнайки» с. 28-31, А. Дмитриев «Шлагбаум» с. 33, «Репка» с. 36, Е. Благинина «Жужжит над жимолостью жук» с. 40, Максим Горький «Воробьишко» с. 42-43, А. Усачев «Буль-буль» с. 44, В. Лунин «Целыми днями» с. 52, Э. Успенский «Разгром» с. 53, Б. Заходер «Приятная встреча» с.55, И. Токмакова «В одной стране» с. 57, С. Козлов «Туман» с. 58, С. Воронин «Необыкновенная ромашка» с. 60-63, И. Токмакова «Разговор Лютика и Жучка» с. 64, прибаутка «Как на тоненький ледок» с. 71;
 - коммуникация как взаимодействие(интеллектуальный аспект коммуникации) – учёт позиции собеседника: обоснование строчками из текста заявленного «чужого» мнения: «Некоторые загадки чуть-чуть похожи на дразнилки», - сказал Миша. Ты сумеешь подтвердить его мнение? с.16; Маша уверена: «Это и прибаутка и небылица!», А ты как думаешь? Можешь объяснить ответ Маши с.67; а также с. 34, 37, 38, 47, 69, 70; понимание разных оснований для оценки одного и того же текста, например, его жанровой принадлежности: один и тот же текст можно считать и дразнилкой (по одним основаниям) и считалкой (по другим основаниям) с. 47; и дразнилкой и загадкой с.15-16; и дразнилкой и скороговоркой с.47; и дразнилкой и небылицей с.69, и прибауткой и небылицей с.67.
             Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 1-го года обучения:
           В области познавательных УУД (общеучебных) школьник научится: ориентироваться в учебной книге: читать язык условных обозначений; находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить в специально выделенном разделе (конце учебника) нужную иллюстрацию; работать с двумя источниками информации (учебной книгой и "Рабочей тетрадью"; учебной книгой и "Хрестоматией"): сопоставлять условные обозначения учебника и Рабочей тетради, учебника и Хрестоматии; находить нужный раздел Рабочей тетради и Хрестоматии.
            В области регулятивных УУД школьник научится понимать, что можно по-разному отвечать на вопрос, и пытаться апеллировать к тексту для подтверждения того ответа, с которым он соглашается.
          В области коммуникативных УУД школьник научится: в рамках инициативного сотрудничества: работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы; выполнять работу по цепочке; в рамках коммуникации как взаимодействия: видеть разницу двух заявленных точек зрения, двух позиций и мотивированно присоединяться к одной из них.
 
Второй класс
 
                Личностные УУД:
- самоопределение - система заданий, нацеленная на децентрацию младшего школьника, ориентирующая его на учет чужой точки зрения, на оказание интеллектуальной помощи сквозным героям, которые в этом нуждаются при решении трудных задач. Задания типа «Помоги Маше (Мише) объяснить что-то, или подтвердить её/его точку зрения, или доказать что-то, или ответить на данный вопрос» Ч. 1:с. 7, с.49, с.81, с.107, с.118, с.122, с.132, с.144, с.157. Ч.2: с. 22, с. 45, с.49, с.53, с.54, с.63, с.81, с.89, с.93, с.113-114, с.119, с.128,136, с.139-140, с.149. А также задания типа «С кем ты соглашаешься? Чья точка зрения тебе ближе?"Ч. 1:с.21, 40, 78, 99 , 152, 160, 166 «Какая выдумка кажется тебе самой интересной? У кого другая точка зрения?» Ч. 1: с.69 «Чья история, по-твоему, интересней?». Ч. 1: с.88 «Ты тоже так думаешь? Ты соглашаешься с Мишей?» Ч. 1: с.107, 109, 120, 131, 135, 164, 170-171; Ч. 2: с.34, с.55, с.108, с.117, с.119-120, с.124-125, с.152-153, 155, 157, 159, 161, 163,165-166;
- смыслообразование и нравственно-этическая ориентация: поэтические и прозаические тексты, посвящённые:
- формированию базовых нравственных ценностей (тексты о том, что быть наблюдательным, уметь смотреть на одно явление с разных точек зрения, уметь фантазировать, иметь возможность общаться с друзьями (ценить и понимать их точку зрения), любить и быть любимым это богатство и ценность);
-проблеме настоящего и ненастоящего богатства: Ч. 1:В.Драгунский «Что я люблю» с. 123-126, «Что любит Мишка» с.127-132, М. Бородицкая «Ракушки», «Уехал младший брат» с.134-138, Д. Родари «Приезжает дядюшка Белый Медведь» с. 138-144;
 - проблеме понимания разницы между ложью в корыстных целях и творческой фантазией: Ч. 1: Н. Носов «Фантазёры» с. 66-75; Д. Родари «Бриф!Бруф! Браф!» с.75-77; Э. Мошковская «А травка не знает», «Ноги и уроки», «Язык и уши» с. 78-81; Б. Окуджава «Прелестные приключения» с.81-90; Д. Биссет «Хочешь, хочешь, хочешь...» с. 90-92; Ч. 2: Л. Яхнин «Моя ловушка» с.62-64; Г. Юдин «В снегу бананы зацвели» с.64-65, «Скучный Женя» с.66-68, О. Дриз «Телёнок» с.69, А.Усачёв «Обои» с.69-73, В. Лунин «Что я вижу» с. 74-75, Ю. Мориц «Хвостики» с.75-76, «Букет» с.76-77;
- теме ценности общения, дружбы, привязанности, любви: Ч. 2: С. Махотин «Воскресенье», «Груша» с.126, 132-133, М. Бородицкая «Уехал младший брат» с.136-138, И. Тургенев «Воробей» с.146-147, М. Карем «Ослик» с.148-149, М. Бородицкая «Котёнок» с.149-150, Э. Мошковская «Кому хорошо» с.150-152, В. Драгунский «Друг детства» с. 153-156, В. Лунин «Кукла» с. 156-158, Л. Толстой «Прыжок» с.161-166, Л.Толстой «Акула» с. 167-172;
- проблеме разных точек зрения: Ч. 2:О. Дриз «Игра», «Стёклышки» с.14-15, 20-21, М. Бородицкая «Лесное болотце» с.21, В. Берестов «Картинки в лужах» с.22, А. Ахундова «Окно» с.23-24, А. Усачёв «Бинокль» с.24-27, Т. Белозёров «Хомяк» с.28, М. Яснов «Хомячок» с.29, Г. Цыферов «Жил на свете слонёнок» с.30-32, Е. Чеповецкий «В тихой речке у причала...» с.32-33 , А. Гиваргизов «Что ты, Серёжа...» с.33, М. Бородицкая «Вот такой воробей» с.34, «Булочная песенка» с. 36-37, С. Махотин «Местный кот» с.34-35, П. Синявский «Федина конфетина» с.37, А. Усачёв «Эх» с.38, Г. Сапгир «У прохожих на виду...» с.39-40, О. Кургузов «Сухопутный или морской» с.41-43;
- поэтические и прозаические тексты, посвящённые:
- формированию базовых эстетических и экологических ценностей,в которых формируются: представление о том, что красота – это то, что вокруг, – необходимо лишь научиться её обнаруживать: Ч. 1: Исса Хокку (с.96), С.Козлов «Ёжик в тумане» с. 97-99, «Барсук любитель стихов» японская сказка с.99-103, «Луна на ветке» с. 103-107, С.Козлов «Красота» с.111- 114 Хокку с. 117, 119, 120, Э.Мошковская «Если такой закат...» 172-173; Ч. 2: С.Козлов «Когда ты прячешь солнце, мне грустно» с.15-19;
- теме особого зрения – способности видеть не глазами, а сердцем (обсуждение которой было начато в 1 классе): Ч. 2: О. Дриз «Кончилось лето» с.44-46, О. Дриз «Синий дом» с.47-50, А. Пушкин «...Уж небо осенью дышало» с.51-53, М. Лермонтов «Осень» с. 54-55, Л. Яхнин «Музыка леса» с. 104-105, Ю. Коваль «Три сойки» с. 106-107, Р. Сеф «Добрый человек» с.110, Л. Яхнин «Пустяки» с.111;
- вопросы, цель которых – опереться на опыт ребёнка, побуждать школьника каждый раз все эстетические и нравственные ситуации примерять на себя, формировать опыт переживаний, опыт примерок: Ч. 1: «Ты говорил(а) кому-нибудь такие слова: «Что хочу, то и делаю»… с. 90, «А чем довелось любоваться тебе?» с. 97, «Приходилось ли тебе хоть раз испытывать похожее чувство?» с. 103, «Попробуй и ты по пути из школы приглядеться к знакомому деревцу…» с. 110, «Что ты любишь такого, о чём Дениска не упомянул?» с. 126 «А ты что-нибудь собираешь ... Любишь свои сокровища показывать друзьям?» с.135, «А у тебя есть любимая игрушка?» с.156. Ч. 2: «Тебе понравилась игра, в которую играет герой этого стихотворения? Ты сам(а) когда-нибудь так играл(а)?» с. 15, «Тебе удалось представить (ВООБРАЗИТЬ) те картины заката, которыми любовались Ежик с Медвежонком? А последний пейзаж?» с.19, «Тебе нравится такой способ видеть мир по-новому? Ты бы в какой цвет окрасил(а) потолок? Печь? Спящего кота? Цыплёнка?» с. 21, «А ты любишь смотреть в окно?» с. 24, Ты видел(а) когда-нибудь хомячка? Даже если не видел(а), ты можешь теперь представить, какой у этого зверька характер?» с. 29, «А ты когда-нибудь думал(а) о том, что не только ты смотришь на муху или божью коровку, воробья или кошку, но и они тоже смотрят на тебя?» с. 34, «Что в разговоре мальчика с воробьём кажется тебе смешным?» с. 34, «А ты понимаешь язык животных?» с. 35, «А у тебя и твоих друзей так бывает: вы смотрите на одно и то же, а видите по-разному?» с. 40, «А ты когда-нибудь сравнивал(а) себя с животными или растениями, которые тебя окружают? Думал(а) о том, как это замечательно, что ты – это именно ты?» с. 60, «А в твоем воображении многое умещается?» с. 63, «А что бы сказала твоя мама?» с. 73, «А ты когда-нибудь рассматривал(а) узоры на обоях или на коврике? Ты дорисовывал(а) их в своём воображении» с. 75, с. 108, «Ты видел(а) когда-нибудь жёлудь? Можешь объяснить, почему поэт называет его «жёлудем-мужичком»?» с. 126
                Регулятивные УУД (контроль и самоконтроль, оценка и самооценка процесса и результатов учебной деятельности). Решение задачи создания условий и обстоятельств для формирования данных учебных действий связано с предъявлением школьнику разных оценочных суждений по поводу поведения персонажей литературных произведений. Эти разные точки зрения высказывают сквозные герои УМК.
              Приведем примеры таких суждений: "– Мне жалко Братца Опоссума, – сказала Маша. – Он пострадал из-за Братца Кролика!" "– А мне его не жалко! – сказал Миша. – Он пострадал из-за своей жадности". А тебе чья точка зрения ближе? Ч. 1, с. 40; "Оба эти стихотворения об одном и том же, – сказала Мальвина. – И там, и здесь герой жалуется, что окружающая природа приносит ему неудобства". Ты тоже так думаешь?... "Оба эти стихотворения о красоте! – выпалил Миша". Ты разделяешь Мишино мнение?" Ч. 1, с. 120; "– Дениска – вот богатый человек!" – сказал Барсук. "– Какой же Дениска богатый, если у него нет ни собачки, ни лани, ни слонёнка?" – спросил Миша. С кем ты соглашаешься? Ч. 1, с. 132; "– Получается, что и сын говорит неправду, и отец обманывает," – сказала Мальвина. "– Мальчик просто фантазёр! А папа с уважением относится к его фантазиям!" – возразила Маша. А тебе чья точка зрения ближе? Ч. 1, с. 160). Ч. 2: с. 21, 40, 78, 107, 109, 120, 131, 132, 157, 160, 166, 171-172. Ч. 2: с. 45, 49, 63, 108, 113-114, 117, 120, 128, 152-153, 155, 157, 159, 161, 163, 165, 166.
              Познавательные УУД (информационные, поиск и выделение необходимой информации (работа с текстом и иллюстрациями)::
 - поиск и выделение необходимой информации в словарях: Ч. 1:с. .12, 15-19, 23, 31, 33-35, 37, 52, 55, 58, 76, 81, 90, 95, 100, 102, 103, 108, 113, 119, 126, 138, 147, 148, 153, 159, 160, 161, 163, 169. Ч. 2: с. 9, 15, 21, 24, 28, 33, 48, 59, 79, 120, 123, 130, 132, 141, 142, 144, 145, 159, 162;
- поход в Хрестоматию с целью поиска конкретного произведения и выполнения задания: Ч. 1: с.7, 23, 28, 119, 152;
- поход в Музейный Дом с целью поиска и анализа живописного произведения: Ч. 1: с.64, 99, 108, 109, 114, 115, 117, 119, 121, 124, 173. Ч. 2: с. 10, 12, 40, 46, 47, 77, 108, 125, 128;
 - перечитывание текста с разными задачами: оценка смысла всего текста по его названию, определение темы и главной мысли текста, поиск нужных частей текста, нужных строчек: Ч. 1: А.Пушкин «У лукоморья..» с.9-11, Д.Харрис «Сказки дядюшки Римуса» с.35-36, И. Пивоварова «Жила-была собака» с.60-61, Тиё, Оницура (хокку) с.119-121, .Драгунский «Что я люблю» с.126, М.Бородицкая «Ракушки» с.135, Дж. Родари «Приезжает дядюшка Белый Медведь» с. 139-140, 144, И.Тургенев «Воробей» с.147, В.Драгунский «Друг детства» с.153-156, В.Лунин «Кукла» с.156-158, Л. Толстой «Прыжок» с.165, Л. Толстой «Акула» с.171, Э. Мошковская «Если такой закат?» с.173.
              Ч. 2: С.Козлов «Когда ты прячешь солнце, мне грустно» с.19, А. Ахундова «Окно» с.24, Т.Белозёров «Хомяк» с.28, П.Синявский «Федина конфетина» с.37, Г.Сапгир «У прохожих на виду…» с.40, О.Дриз «Синий дом» с.48-50, А.Пушкин «»Уж небо осеню дышало…» с.51-52, О.Дриз «Кто я?» с.58, Ю.Мориц «Хвостики» с.75-76, Л. Яхнин Музыка леса с.104-105, Ю.Коваль «Три сойки» с.108, Л.Яхнин «Пустяки» с.111-112, Е.Чарушин «Томкины сны» с.115, М.Пришвин «Разговор деревьев» с.118-119, Ф.Тютчев «Зима недаром злится» с.120-121, М.Пришвин «Золотой луг» с.123-124, С.Козов «Жёлудь» с.126-127, В.Драгунский «Сверху вниз, наискосок!» с.141-149, С. Махотин «Вот так встреча» с.153, С.Седов «Сказки про Змея Горыныча» с.162, с.166, П.Коран «По дорожке босиком» с. 168-169;
- работа с маркированными в тексте словами и строчками(в учебнике при маркировании текста часто жёлтым цветом обозначены фрагменты, где находят выражение эмоции радости и счастья; голубым цветом – фрагменты, в которых выражаются негативные переживания (грусть, страх и так далее). Ч. 1: А.Пушкин «У лукоморья…» с.8-11, А.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» (с.12-21), Д.Харрис «Почему у Братца Опоссума голый хвост» с. 37-38, Д.Родари «Бриф! Бруф! Браф!» с. 75-77, С. Козлов «Ёжик в тумане» с.97-99, «Барсук – любитель стихов», «Луна на ветке» японские сказки с. 99-107, В.Драгунский «Что я люблю» с.123-126, В. Драгунский «Что любит Мишка» с. 127-131, М. Бородицкая «Уехал младший брат» с.136-137, Дж. Родари «Приезжает дядюшка Белый Медведь» с. 138-144, М. Карем «Ослик» с.148, Л. Толстой «Прыжок» с.161-166, Л. Толстой «Акула» с.167-171.
              Ч. 2: С. Козлов «Когда ты прячешь солнце, мне грустно» с. 15-19, О.Кургузов «Сухопутный или морской?» с. 41-43, О.Дриз «Кончилось лето» с.44-45, А.Пушкин «»Уж небо осеню дышало…» с.51-52, Р. Сеф «Добрый человек» с.110, Г. Юдин «Вытри лапы и входи» с.116-117, М.Лермонтов «Утёс» с.127-128, М. Есеновский «У мальчика Юры ужаснейший насморк…» с.129, К. Чуковский «Федотка» с.138, О. Дриз «Доктор» с.139, В.Драгунский «Сверху вниз, наискосок!» с.141-149, Л.Яхнин «Зеркальце» с.170-171, А.Усачёв «Жужжащие стихи» с.172-173;
- самостоятельное маркирование (если в учебнике маркирование уже нанесено, т.е. текст уже каким-то образом структурирован для школьника и эмоциональные акценты расставлены, то в тетради для самостоятельной работы ученик, используя желтый и голубой карандаши, сам выделяет необходимые фрагменты текста или строчки, красит строчки текста или подчеркивает их карандашом нужного цвета и даже сам определяет цвет).
                Тетрадь 1: «Строчки, из которых видно, где на самом деле находится мальчик, закрась голубым карандашом. А строчки, которые рассказывают о том, что происходит у героя в воображении, - жёлтым карандашом.» (с.22); «Если ты считаешь содержимое лукошка настоящим богатством, то закрась эти строчки в стихотворении жёлтым карандашом. Если считаешь по-другому — то голубым.» (с.34), а также с.6, с.10-11, с.12, с.17-18, с.19,с. 21, с.24-25, с.28-30, с. 30-31,с.36, с.38, 39-40, с.42, с.44, с.46, с.48.
            Тетрадь 2: «Какой цвет преобладает в зимней картине? Закрась голубым карандашом строчки, из которых это видно. А что украшает эту картину, делает её яркой? Закрась строчки, в которых об этом говорится, жёлтым карандашом.» (с.3); «Каким карандашом ты бы закрасил(а) эту часть — голубым или жёлтым?» (с.12), а также с.5, с.6-7, с.8-9, с.10, с.13, с.15, с.16-17, с.19, с.21, с.23, с.24-25, с.26-27, с.28-29, с.30, с.32-33, с.34, с.37, с.38, с. 40-41, с.43, с.46-47;
   - работа с дидактическими иллюстрациями: Ч. 1:с.6-7, с.22, с.28-30, с.43, с.59, с.64, с.83, с.109-110, с.114-115, с.118-119, с.121-122, с.138. с.173-174. Ч. 2: с.8-9, с.10, с.12-13, с. 40, с.46-50, с.77, с.81-82, с.84-85, с.87-88, с.90-91, с.92-103, с.108-109, с.125, с.128.
            Познавательные УУД (логические):
- анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков: сравнение русских сказок о животных со сказками о животных других народов с целью показать, что они с одной стороны, сходны (действуют такие же животные; животных часто характеризуют такие же взаимоотношения), а с другой стороны, отличаются (могут действовать и другие животные, взаимоотношения между животными могут быть совершенно другими) («Петушок – Золотой гребешок» русская народная сказка Ч. 1: с.23-27, Д. Харрис «Братец Лис и Братец Кролик» с.31-35, Д. Харрис «Почему у Братца Опоссума голый хвост» с.37-39, «Как собака с кошкой враждовать стали» китайская сказка с.41-48, «Волшебное кольцо» русская народная сказка с.51-58); выявление некоторых особенностей волшебной сказки(обязательное присутствие чудес; наличие волшебного помощника и (или) предмета); наличие повторов в построении сказки (А.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» с.12-21,«Как собака с кошкой враждовать стали» китайская сказка с.41-48, «Волшебное кольцо» русская народная сказка с.51-58); анализ авторских сказок с целью показать, что они часто опираются на народную сказку /мы не используем терминологию, т.е. не можем сказать, что авторская сказка использует древние сюжеты народных сказок: слово сюжет заменяем словом "история"/(А.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» с.12-21); обнаружение связи современных поэтических текстов с народным творчеством: использование поэтами приемов устного народного творчества (И. Пивоварова «Жила-была собака», И. Пивоварова «Мост и сом», Г. Лагздынь. «Утренняя кричалка». Г. Лагздынь. «Утренняя кричалка» с. 60-64); сравнение литературного и живописного произведения с целью обнаружения сходства или различия темы или заключённого в них главного переживания автора:Ч. 1: С.Козлов «Ёжик в тумане» и Т.Маврина «Полумесяц» с.97-99, С.Козлов «Красота», Хиросиге «тросник под снегом и дикая утка» и А.Дюрер «Травы» с.111-115. Ч. 2: О. Дриз «Кончилось лето» и М.Добужинский «Кукла» с.44-46; О.Дриз «Синий дом» и М.Шагал «Синий дом» с.47-50;
 - подведение под понятие: формирование понятия «волшебная сказка» через анализ текстов. Ч.1: с. 12-21, с. 41-59 и изучение дидактической иллюстрации Ч.1: с. 22, 43, 59; формирование понятия «главный ГЕРОЙ» сказки о животных через анализ русских Ч. 1: с.23-30 и иностранных сказок Ч.1: с.31-40, изучение дидактических иллюстраций Ч.1: с.28-30 и дидактических выводов Ч.1:с.49; формирование понятия «олицетворение» без использования термина через анализ поэтических и прозаических текстов и задания типа: «Найди все слова, которые рассказывают о растениях и насекомых как о людях»; «Прочитай строчки, из которых видно, что поэт изображает зиму как живое существо. А твой сосед по парте пусть найдёт подтверждение того, что весна изображена как живое существо. Какие именно слова (слова-названия предметов? признаков? действий?) помогают поэту «оживить» природные явления? Прочитай только эти слова» Ч. 1: с.99, Ч. 2: с.36-37, с.47, с.120-122, 126-137; поэтапное формирование понятия «контраст» через сравнение противоположных по настроению частей текста Ч. 2: О. Дриз «Кто я?» с.56; В. Драгунский «Сверху вниз, наискосок» с.148-149, через противопоставление внешности и голоса героев текста Ч. 2: Ю.Коваль «Три сойки» с. 106-108; поэтапное формирование понятия «точка зрения»: 1 этап — использование таких «инструментов», как лупа, цветное стёклышко, бинокль, рамочка, которые меняют привычный взгляд на предмет Ч. 2: с.13, с.21-27, с.40; 2 этап — предъявление школьнику двух разных оценок одного и того же явления или предмета, сделанных с противоположных позиций: восприятие рыбалки рыбаком и рыбой, восприятие яблока разными животными и т.д. Ч. 2: с.27-40; 3 этап — предъявление школьнику двух или более позиций относительно обсуждаемой нравственной проблемы и создание необходимости сделать выбор, присоединиться к одной из них, сделать её собственной точкой зрения Ч. 1: с.120-121, с.166, с.171-172, Ч. 2: с.63, с.67-68, с.69-73, с.108, с.111-112, с.112-114, с.116-117, с.152, с.165-166; формирование понятий «периодика», «детская периодика» через анализ понятий «новости», "важные новости", «свежие новости», «выходить периодически» и т.д. Ч. 2: с. 78-85; начальный этап формирования понятия «рассказ» посредством использования антонимов: «сказка» - «быль», «выдумка» - «правдивая история» Ч. 2: с.164; формирование представления о природе комического через анализ приемов, используемых для достижения комического эффекта: смешно, когда есть контраст Ч. 2: с. 138, с.148, смешными нас делают наши недостатки Ч. 2:с.149-151, с.154-166 смешно бывает из-за повторов Ч. 2: с.166-167, 168-169, с.171, с.172-173, смешно, когда путаница или что-то наоборот Ч. 2: с.170-171, с.174;
- установление причинно-следственных связей: между наличием повторов в авторской сказке и выводом: «это делает её похожей на народную сказку» Ч. 1: с.12-22; между развитым воображением, способностью фантазировать и особым взглядом на мир, которым отличаются писатели и поэты Ч. 1: с. 74 ); между способностью создавать красоту, ценить красоту, видеть красоту в простом и поэтическим взглядом на мир Ч. 1:с. 107, с. 111-115, с. 119; между описанием в тексте реальных (не выдуманных) событий и пониманием жанровой принадлежности такого текста: это рассказ Ч. 1: с.164); между тем, что изображено на картине и её жанровой принадлежностью (портрет, пейзаж, натюрморт) Ч. 2:с.8-10, с.19, с.24; между определённым взглядом на мир и выражением этого взгляда в речевых высказываниях: ориентируясь на черты характеров героев интриги (Маши, Миши, Мальвины и Алёнушки), школьники определяют, кому из них принадлежит какое высказывание по поводу текстов Л. Толстого «Прыжок», и «Акула» Ч. 1: с. 165-166, с.171-172. Ч. 2:с. 66-68, с.119-120.
                   Коммуникативные УУД:
 - управление коммуникацией, планирование учебного сотрудничества (чтение по цепочке или по ролям):Ч. 1: с.12-20, 23-27, 31-35, 37-39, 40-48, 51-58, 60-61, 66-74, 75-77, 81-89, 90-92, 99-102, 103-106, 111-114, 123-126, 127-131, 134, 136-137, 138-143, 146-147, 148, 153-155, 156-157, 158-159, 161-164, 167: «Петушок – Золотой гребешок» русская народная сказка с.23-27, Д. Харрис «Братец Лис и Братец Кролик» с.31-35, Д. Харрис «Почему у Братца Опоссума голый хвост» с.37-39, «Как собака с кошкой враждовать стали» китайская сказка с.41-48, «Волшебное кольцо» » русская народная сказка с.51-58, И.Пивоварова «Жила-была собака» с.60-61, Н.Носов «Фантазёры» с.66-74, Д.Родари «Бриф! Бруф! Браф!» с.75-77, Б.Окуджава «Прелестные приключения» с.81-89, Д.Биссет «Хочешь, хочешь, хочешь…» с.90-92, «Барсук – любитель стихов» японская сказка с.99-102, «Луна на ветке» японская сказка с.103-106, С.Козлов «Красота» с.11-114, В.Драгунский «Что я люблю» с.123-126, В. Драгунский «Что любит Мишка» с.127-131, М. Бородицкая «Ракушки» с. 134, М. Бородицкая «Уехал младший брат» с.136-137, Дж. Родари «Приезжает дядюшка Белый Медведь» с. 139-143, И.Тургенев «Воробей» с.146-147, М. Карем «Ослик» с.148, В.Драгунский «Друг детства» с.153-155, Р.Суф «Я сделал крылья и летал» с.158-159, Л.Толстой «Прыжок» с.161-164, Л.Толстой «Акула» с.167-170.
                 Ч. 2: с.14, 15-18, 20, 24-27, 30-31, 41-43, 51, 56-57, 69-73, 106-107, 121, 129, 130-134, 141-148, 172-173: О. Дриз «Игра» с.14, С.Козлов «Когда ты прячешь солнце, мне грустно» с. 15-18,: О. Дриз «Стёклышки» с.20, А.Усачёв «Бинокль» с.24-27, Г.Цыферов «Жил на свете слонёнок» с.30-31, О. Кургузов «Сухопутный или морской?» с. 41-43, А.Усачёв «Обои» с.69-73, Ю.Коваль «Три сойки» с.106-107, Д. Биссет «Ух!» с.130-134, В.Драгунский «Сверху вниз, наискосок!» с.141-148, А.Усачёв «Жужжащие стихи» с.172-173,
- взаимодействие: обоснование строчками из текста заявленного «чужого» мнения: «Подарок дядюшки Белого Медведя — это настоящее богатство, - сказал Барсук. Найди ту часть сказки, которая подтверждает это мнение» Ч. 1:с. 144, а также Ч. 1:с.49, 110, 157. Ч. 2: с.49, 53, 54, 113-114. Понимание разных оснований для оценки одного и того же текста, например, его жанровой принадлежности: в одном и том же авторском тексте можно обнаружить и черты шутки-прибаутки (по одним основаниям), и небылицы (по другим основаниям) (Ч. 1: И. Пивоварова «Жила-была собака» с.60-61); докучной сказки и забавной прибаутки (И. Пивоварова «Мост и сом»с.62-63); одна и та же сказка может сочетать в себе особенности волшебной сказки и сказки о животных (китайская сказка «Как собака с кошкой враждовать стали» с.49, русская сказка «Волшебное кольцо» с. 58); один и тот же сюжет может быть рассказан языком разных жанров: сюжет сказки "Репка" в логике докучной сказки, кумулятивной сказки, небылицы (Ч. 1: с.64); одному и тому же тексту можно дать разную смысловую оценку: "То, что герою стихотворения подарили куклу, сильно его рассердило? - Конечно, да! — сказал Миша. - Конечно, нет! - сказала Маша". Прочитай сначала строчки, подтверждающие Мишино мнение, а потом — строчки, подтверждающие Машину точку зрения.» (Ч. 1: В. Лунин «Кукла» с.156-157); «Миша говорит, что здесь видно, что Томка — ещё маленький и глупый». Ты соглашаешься с Мишей? Можешь подтвердить эту точку зрения? Маша говорит: «- Наоборот! Здесь уже видно, что Томка умненький и осторожный! » Может быть, Маша тоже права? На какие строчки обратила внимание Маша во второй части рассказа?» (Ч. 2: Е. Чарушин «Томка испугался», с.113-114); «- Что-то не видно, чтобы мальчик ухаживал за своим щенком! - строго сказал Миша. - Ещё как видно! - возразила Маша». А ты чьё мнение разделяешь? (Ч. 2: Г. Юдин «Вытри лапы и входи» с.116-117).
                   Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 2-го года обучения
                 В области познавательных УУД (общеучебных) школьник научится: инструментально освоить алфавит для свободной ориентации в корпусе учебных словарей и быстрого поиска нужной словарной статьи; ориентироваться в учебной книге : уметь читать язык условных обозначений; находить нужный текст по страницам "Содержание" и "Оглавление"; быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить в специально выделенных разделах нужную информацию; работать с несколькими источниками информации (учебной книгой, "Рабочей тетрадью" и "Хрестоматией"; учебной книгой и учебными словарями; текстом и иллюстрацией к тексту)
                  В области регулятивных УУД обучаемый научится: подтверждать строчками из текста прозвучавшую точку зрения и приблизиться к пониманию того, что разные точки зрения имеют разные основания. В области коммуникативных УУДобучаемый научится: в рамках инициативного сотрудничества:работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы; выполнять работу по цепочке;- в рамках коммуникации как взаимодействия: видеть разницу двух заявленных точек зрения, двух позиций и мотивированно присоединяться к одной из них; находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения.
 
Третий класс
 
                  Личностные УУД:
- самоопределение - система заданий, ориентирующая младшего школьника на учет чужой точки зрения, на оказание интеллектуальной помощи сквозным героям, которые в этом нуждаются при решении трудных задач. Задания типа: «Помоги Маше (Мише) объяснить что-то, или подтвердить её/его точку зрения, или доказать что-то, или ответить на данный вопрос» или «Догадываешься, как Костя закончил свою мысль?», «Ты понимаешь, что Маша имела в виду?». Ч. 1: с.16-17, с.22-23, с.26 -27, с.28-29, с.39, с.55, с.62, с.70-71, с.116-117, с.144. Ч. 2: с.22, с.47, с.48, с.90, с.92-93, с.97, с.103, с.133, с.157. Также задания типа «А у тебя есть своё объяснение? Или ты присоединяешься к мнению кого-нибудь из ребят?" или «Ты тоже так думаешь? Ты соглашаешься с Мишей (Машей, Костей)?». Ч. 1: с.17, с.26, с.36, с.38-39, с.46, с.49, с.112, с.115, с.174. Ч. 2: с.26, с.31, с.42, с.84-85, с.86, с.90-91, с.118, с.134, с.138;
 - смыслообразование и нравственно-этическая ориентация - поэтические и прозаические тексты, посвящённые: - формированию базовых нравственно-этических ценностей(тексты о том, что быть наблюдательным, любить и ценить окружающий мир, открывать для себя что-то новое, удивительное в привычном и обычном – это значит понимать в чём истинное богатство жизни); - умению наблюдать то, что можно увидеть глазами и то, что трудно увидеть глазами; умению обнаруживать красоту природы и искусства и переживать эту красоту вместе с близкими: Ч. 1:С.Козлов «Июль» с.8, Ю.Коваль «Берёзовый пирожок» с.9-12, В.Маяковский «Тучкины штучки» с.14-15, С.Козлов «Мимо белого яблока луны..» с.16, С.Есенин «Нивы сжаты, рощи голы...» с.16-17, А. Пушкин «Вот север тучи нагоняя...» с.18, А.Пушкин «Опрятней модного паркета...» с.19, Дзёсо «И поля, и горы...» с.20, Басё «Ей только девять дней...» с.20, В.Шефнер «Середина марта» с. 21-22, Басё «Уродливый ворон...» с.22, Э. Мошковская «Где тихий, тихий пруд...» с. 26-27, И.Бунин «Листопад» с.34-37, А. Вознесенский с.39, А.Пушкин «Зимнее утро» с. 44-46, В.Берестов «Большой мороз» с.47-48, В. Берестов «Плащ» с.49-50, Ю.Коваль «Вода с закрытыми глазами» с.60-61;
- связи между богатым воображением, развитой фантазией и особым взглядом на мир, которым отличаются писатели и поэты (их способностью одухотворять, оживлять явления природы, использовать сравнения, контраст, звукопись, олицетворение). Ч.1: В. Шефнер «Середина марта» с. 21-22, Басё «Уродливый ворон...» с.22, Н.Матвеева «Гуси на снегу»с. 24-25, Ёса Бусон «Муравей…» с.25 , Записная книжка Кости Погодина с.38-40, Н.Матвеева «Картофельные олени»с.102-103, Очередное занятие клуба, с.113, Т. Пономарёва «В шкафу» с.118-120, Э.Мошковская «Вода в колодце», П.Филонов «Нарвские ворота» с.121-124, Б.Житков «Как я ловил человечков» с. 124-134, Т.Собакин «Игра в птиц» с.134-138, К. Бальмонт «Гномы» с.139-140, В.Кандинский «Двое на лошади» с.140-142;
 - теме ценности общения, дружбы, привязанности, любви (пониманию того, что в основе любви лежит способность сопереживать, сочувствовать всему живому): Ч.1: Т.Пономарёва «Прогноз погоды» с.142-144, Т.Пономарёва «Лето в чайнике» с.144-146, А.Куинджи «Лунная ночь на Днепре» с.146-147, М.Вайсман «Лучший друг медуз» с. 148-151, А.Куприн «Слон» с.151-163, К.Паустовский «Заячьи лапы» с. 163-170, С. Козлов «Если меня совсем нет» с.170-174, О.Ренуар «Портрет Жанны Самари» с.174-175;
 - поэтические и прозаические тексты и живописные произведения, на основе которых можно формировать базовые историко-культурные ценности: чувство причастности к истории и культуре своей страны. Ч.2: Б.Кустодиев «Масленица» с.137-138, К. Паустовский «Растрёпанный воробей» с.139-149, В. Боровиковский «»Безбородко с дочерьми», З.Серебрякова «Автопортрет с дочерьми» с.149-150, А. Пушкин «Цветок»с.151, А.Гайдар «Чук и Гек» с.152-175, К. Юон «Весенний солнечный день. Сергиев Пасад» с.175-176;
- вопросы и задания, цель которых опереться на опыт ребёнка, побуждать школьника каждый раз все эстетические и нравственные ситуации примерять на себя, формировать опыт переживаний, опыт примерок:Ч.1: «С чем писатель сравнивает маленькие надписи? А ты их когда-нибудь замечал(а)?... Ты сумеешь вспомнить, какие надписи живут на предметах в твоём доме? А можешь назвать очень крупные надписи, которые живут на уличных вывесках? Как они «борются за существование»?»; «А ты знаешь, где в твоём доме живут гвоздики и шурупы? Какие из них считают, что их работа самая важная?» с.40-41, «А в твоей местности бывают такие сильные морозы, что отменяют занятия в школе? Ты знаешь, как скрипит под ногами снег в сильный мороз? Сумеешь оценить те сравнения, которые придумал поэт?» с.48, «Ты когда-нибудь замечал(а), как весной прорастает картошка? Что показалось герою (героине), когда он(а) смотрел(а) на картофелины? А тебя воображение уводило когда-нибудь так далеко?» с.103, «Ты пил(а) когда-нибудь воду из колодца? Веришь, что это вкусная вода?» с.121, «А ты представляешь себе что-нибудь необычное, глядя на обыкновенные предметы?» с.140.
                Ч.2: «А ты сумеешь привести свои примеры из жизни, подходящие к этим пословицам?» с.15, «Может быть, ты вспомнишь случай из собственной жизни, когда ты сам(а) «винила обстоятельства»?» с.22, «А ты можешь так же честно и бесстрашно, как Миша и Маша, рассказать подобную историю о себе? Когда ты был(а) сам(а) виноват(а) в неудаче, а винил(а) обстоятельства?» с.23, «В твоей местности в конце зимы празднуют Масленицу? Что можно наблюдать во время масленичных гуляний?» с.137, «Похожи ли Чук и Гек по характеру? Ты помнишь себя в возрасте 5-6 лет? Кто из братьев больше похож на тебя в детстве?» с.157.
             Регулятивные УУД (контроль и самоконтроль процесса и результатов деятельности, оценка и самооценка)- система заданий и вопросов, ориентированная на формирование действий контроля и самоконтроля, оценки и самооценки процесса и результатов учебных действий в комплекте располагается в той части методического аппарата, которая включает суждения сквозных героев по поводу обсуждаемых литературных произведений: их мнения и переживания, оценки и позиции. Приведем образцы таких заданий в учебнике: "В первом хокку одно олицетворение, а во втором их несколько, - сказала Маша". Ты тоже так думаешь? (Ч.1: с. 20), "Сколько раз поэт прибегает к сравнениям? - спросила Анишит Йокоповна". - Два раза, - сказали Маша и Миша. - Три раза, - возразил Костя. А ты как думаешь? (Ч.1: с. 29) ; "Миша говорит, что в басне "Отец и сыновья" нет морали. Ты соглашаешься с Мишей?" (Ч.2: с. 12), "Мнения ребят разделились. Костя с Петей считают, что Тёма умный и ловкий. И это самое главное....А Миша сказал, что Тёма любит Жучку, вот почему он справился. А ты как думаешь?" (2-я часть, с. 118) и т.д. Создаются многочисленные ситуации сравнения прозвучавших разных мнений, суждений, впечатлений и переживаний, которые и являются частью механизма формирования действий контроля и самоконтроля процесса и результатов деятельности. Ч.1: с. 9, 13, 17, 20, 26, 27 (3 раза), 29, 39, 49, 51, 60, 95, 112 (2 раза), 115, 116, 119, 124, 140-141, 163, 174. Ч.2: с. 12, 21, 31, 35-36-37, 42, 46-47, 48, 55, 60, 84, 85, 90, 91, 118.
               В предметной области "Литературное чтение" каждое высказанное эстетическое суждение имеет право на существование, а поэтому не предполагает жесткой и однозначной оценки в терминах "правильно" или "неправильно". Наиболее аутентичные формулировки заданий, нацеленных на запуск механизма контроля и самоконтроля учащихся, выглядят в учебнике следующим образом: "Проверь, соответствует ли Танино прочтение тому, что заложено в тексте" (часть 2, с. 43); "Проверь наблюдение Евдокии Васильевны" Ч.2, с. 124; "Проверь, обращался ли к парной рифме поэт Кушнер" Ч.2, с. 126; "Вернись к тексту. Проверь Мишины слова, и если он прав, подумай: почему поэт обходится без глаголов?" (Ч.2, с.116).
              Вместе с тем, в учебнике возможны и другие формулировки, целевое назначение которых - такое же: "Тебе чья точка зрения ближе: Миши или Кости?", "С кем ты соглашаешься: с Таней или Костей?" (и т.д.), поскольку, отвечая на эти вопросы, школьник вынужден будет совершать действия сравнительного анализа и самоопределения, а значит, содержательного самоконтроля. Ч.1: с. 38, 51, 89, 94, 96, 100, 101, 102, 104, 105, 108, 111, 113, 120, 133, 134, 150, 161. Ч.2: с. 12, 13, 26, 29, 40, 42, 43, 97, 98, 100, 104, 105, 110, 111, 116, 117, 124, 126, 128, 130, 152, 153, 155.
                Познавательные УУД:
- поиск и выделение необходимой информации в словарях: Ч.1: с. 10, 11 13, 14, 15, 16, 18, 19, 21, 25, 26, 27, 29, 34, 35, 39, 44, 45, 47, 48, 51, 56, 59, 64, 66, 67, 70, 71, 74, 75, 76, 77, 78, 80, 81, 84, 85, 86, 87, 89, 90, 99, 103, 104, 105, 106, 107, 108, 109, 112, 122, 124, 136, 139, 142, 151, 163, 164, 165, 166, 167, 168, 176;
- поход в школьную библиотеку с целью выполнения конкретного задания: Ч.1: с. 72, 176. Ч.2: с. 34;
 - поход в Музейный Дом с целью поиска и анализа живописного произведения: Ч.1: с. 8, 12, 22, 23, 27, 50, 51, 61, 62, 140, 142, 147, 174. Ч.2: с. 105, 128 (2 раза), 135, 137, 138, 149, 175, 176;
- работа с музыкальным произведением: Ч.1: с. 9, 13, 17, 62, 142, 147, 176. Ч.2: с. 105, 129, 136, 139, 150, 176.
- перечитывание текста с разными задачами :оценка смысла всего текста по его названию, определение темы и главной мысли текста, поиск нужных частей текста, нужных строчек, литературных приёмов(сравнения, олицетворения, контраста). Ч.1: Ю.Коваль «Берёзовый пирожок» с.9-12, В.Маяковский «Тучкины штучки» с.14-15, С.Козлов «Мимо белого яблока луны..» с.16, С.Есенин «Нивы сжаты, рощи голы...» с.16-17, А. Пушкин «Вот север тучи нагоняя...» с.18, А.Пушкин «Опрятней модного паркета...» с.19, Дзёсо «И поля, и горы...» с.20, Басё «Ей только девять дней...» с.20, В.Шефнер «Середина марта» с. 21-22, Басё «Уродливый ворон...» с.22, Э. Мошковская «Где тихий, тихий пруд...» с. 26-27, И.Бунин «Листопад» с.34-37, А. Вознесенский с.39, А.Пушкин «Зимнее утро» с. 44-46, В.Берестов «Большой мороз» с.47-48, В. Берестов «Плащ» с.49-50, Ю.Коваль «Вода с закрытыми глазами» с.60-61, «Нарядный бурундук» алтайская сказка с.70, «Хитрый шакал» индийская сказка с.95, Саша Чёрный «Дневник Фокса Мики» с. 103-113, Т. Пономарёва «Автобус», «В шкафу» с. 114-120, Э. Мошковская «Вода в колодце» с.121, Б.Житков «Как я ловил человечков» с. 124-134, Т.Собакин «Игра в птиц» с.134-138, Т.Пономарёва «Лето в чайнике» с.146, А.Куприн «Слон» с.151-163, К.Паустовский «Заячьи лапы» с. 163-170.
                Ч.2: Эзоп «Рыбак и рыбёшка» с.7, Эзоп «Соловей и ястреб», пословицы с.8-10, Эзоп «Отец и сыновья», «Быки и лев», пословицы с.10-12, И.Крылов «Квартет» с.28-31, И.Крылов «Лебедь, Щука и Рак» с.32-33, Л.Каминский «Сочинение» с.38-42, И.Пивоварова «Сочинение» с.43-47, Н.Тэффи «Преступник» с.50-61, Г.Остер «Вредные советы» с.64, Т. Пономарева «Помощь» с.65-66, В.Драгунский «Ровно 25 кило» с. 66-77, Б.Заходер «История гусеницы» с.80-101, Ю.Мориц «Жора Кошкин» с.86-87, Л.Яхнин «Лесные жуки» с. 92-93, М.Яснов «Гусеница — Бабочке» с.102, Н.Гарин-Михайловский «Детство Тёмы» с.106-118, Л.Пантелеев «Честное слово» с.119-128, Н. Некрасов «На Волге» с.131-134, К.Паустовский «Растрёпанный воробей» с.139-149, А.Пушкин «Цветок» с. 151-152, А.Гайдар «Чук и Гек» с.152-175;
- работа с маркированными в тексте словами и строчками(в учебнике используется цветное маркировании текста для чтения по ролям, смысловые выделения жирным шрифтом, рамочками и цветом): Ч.1:Э. Мошковская «Где тихий-тихий пруд...» с.26-27, Т.Собакин «Игра в птиц» с. 134-138, К.Бальмонт «Гномы» с.139-140, С.Козлов «Если меня совсем нет» с.170-174. Ч.2: И.Крылов «Ворона и лисица» с.19-20,Л.Каминский «Сочинение» с.39-41, Н.Тэффи «Преступник» с.50-61, Г.Остер «Вредные советы» с.64, В.Драгунский «Ровно 25 кило» с. 66-77, Б.Заходер «История гусеницы» с.80-101, Ю.Мориц «Жора Кошкин» с.86-87, Л.Яхнин «Лесные жуки» с. 92-93, М.Яснов «Гусеница — Бабочке» с.102, Н.Гарин-Михайловский «Детство Тёмы» с.106-118, Н. Некрасов «На Волге» с.131-134;
 - самостоятельное маркирование (если в учебнике маркирование уже нанесено, то есть текст уже каким-то образом структурирован для школьника, эмоциональные и смысловые акценты расставлены, то в тетради для самостоятельной работы ученик, используя желтый и голубой карандаши, сам выделяет необходимые фрагменты текста или строчки, сам красит строчки текста или подчеркивает их карандашом нужного цвета и даже сам определяет цвет). Тетрадь 1: «Какие из картин, нарисованных поэтом, лучше всего помогают представить яркие краски осени? Обведи их номера кружком. Закрась жёлтым карандашом те слова, которые это подтверждают. А в каких картинах осени больше всего ощущается скорое приближение зимы? Обведи их номера квадратиком. Закрась голубым карандашом те слова, из которых это видно» (с.10), «Какие качества характера вознаграждаются в этой сказке? Закрась жёлтым карандашом те строчки, в которых об этом говорится. А какие качества характера наказываются? Закрась голубым карандашом нужные строчки» (с.24) а также с.3-4, с. 5, с.7, с.12, с.15, с.16, с.19, с.22, с.28-29, с.31,с.33, с.34-35, с.36, с.37-38, с.39, с.41-42, с.43, с.44, с.45, с.47. Тетрадь 2: «Какие ещё пословицы подходят к басне в качестве морали? Закрась их номера жёлтым карандашом. А какая из пословиц совсем не подходит? Закрась номер этой пословицы голубым карандашом.» (с.5-6); «Какое неприятное качество есть у мальчика Бори из этой сказки? Закрась предложение, из которого это понятно, голубым цветом. Какие моменты в тексте кажутся тебе особенно смешными? Закрась нужные строчки жёлтым цветом.» (с.21), а также с.3, с.15, с.18, с.23, с.27, с.34, с.36, с.39, с.44, с.47;
- работа с дидактическими иллюстрациями: Ч.1: с.8-9, с.12-13, с.22-23, с.50-51, с.61-62, с.101, с.122-124, с.140-142, с.147, с.174-175. Ч.2: с.13, с.16, с.20, с.25, с.29, с.104-105, с. 128-129, с.135-136, с.137-139, с.149-150, с.175-176;
- поиск нужной библиографической и содержательной информации при помощи страницы Содержание в учебнике, а также в других пособиях (в Хрестоматии, в учебнике 2-го класса и др.) Ч.1: с.29, с.120, с.134, с.143, с.170, с.176. Ч.2: с.34, с.37, с.46, с.65, с.70, с.86, с.127, с.128, с.153
              Познавательные УУД (логические):
- анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков: анализ названий сказок разных народов с целью выявления среди них «самых древних» сказочных историй и «просто древних» сказочных историй (Ч.1: с 73); сравнение «бродячих сказочных историй» разных народов с целью обнаружить в них общие черты: сходство построения самих сказок, событий и характеров героев (Ч.1: с 74-83); анализ текста сказки с целью обнаружить в ней черты «менее древней сказки» (ценность благородного поведения героев), черты «просто древней сказки» (ценность хитрости и ловкого обмана) и одновременно черты «самой древней сказки» (этиологический смысл) (Ч.1: с 84-95); сравнение литературного и живописного произведения с целью обнаружения сходства или различия темы или заключённого в них главного переживания (настроения) автора: Например: Ч.1: Э.Мошковская «Где тихий-тихий пруд...» и В.Поленов «Заросший пруд» (с. 26-27); анализ названий и текстов сказок разных народов мира с целью выявления их жанровой принадлежности (сказки о животных или волшебные сказки); принадлежности к временному периоду («самые древние» сказки о животных или "просто древние"); вычленения из сказок народов мира сказок народов России (Ч.1:с 96-98, 98-101); анализ басен с точки зрения сходства темы или истории (сюжета) и вывода (морали, главной мысли) с целью доказать, что в них использованы «бродячие истории» (Ч.2: с.9-11, с.16-20, с.21, с.24-25, с.34, с.36); сравнение героя рассказа и сказочного героя с целью обнаружения их сходства и отличия (Ч.2: с.106, с.118-119).
- подведение под понятие: завершающий этап формирования понятия «олицетворение»: анализ самого термина и обнаружение данного приема в стихотворных и прозаических текстах самостоятельно и с помощью наводящих вопросов. Например: "Подтверди, что поэт воспользовался этим приёмом" (Ч.1: С.Козлов «Июль», с.8 ) или: «Какие явления природы поэт одухотворяет? С помощью каких глаголов он показывает, что север — это живое существо?» (Ч.1: с. 8, с.16-17, с.18-19, с.20-22, с.41-43, с.118); формирование понятия «сравнение» через анализ стихотворных текстов (Ч.1: с.13-16, с.21-22, с. 28-29, с.35, с.38-40, с.48; Ч.2: с.131 ); формирование понятия «контраст» через анализ стихотворных текстов (Ч.1: с.22 , с.25, с.33, с.37, с.46, Ч.2:с.20, с.53); формирование понятия « звукопись» через анализ в поэтических тестах стечения звуков , вызывающих ассоциации с шепотом, свистом, шелестом и т.д. (Ч.1: с.25, с.26-27); формирование представления о «самых древних», «просто древних» и «менее древних» сказочных сюжетах через анализ сказок разных народов мира (Ч.1: с. 64-73; с. 73-77; с.84-95); формирование понятия «бродячий сюжет» (в учебнике: «бродячая история») через анализ сказок разных народов мира с похожими событиями, похожими героями, сходным поведением героев и сходным построением самих сказок, а также через анализ сходных по сюжету басен разных авторов (Ч.1: с.74-95, Ч.2: с.24-25); формирование понятия «рассказ» путём сравнения текстов рассказов с текстами знакомых детям жанров (сказка, небылица) и обозначения их жанровой цели и принципа построения (Ч.1: с.116-117, Ч.2: с.65, с. 76-77, с.118, с.128); формирование понятия «басня» через обращение к словарю происхождения слов; анализ родственных слов (побасенка, байка); сравнение со сказкой о животных; выяснение структуры и смысла басни (Ч.2: с.6-7, с.9, с.13-14, с.26-27, с.34-37); формирование представления о природе смешного через анализ системы приемов, нацеленных на создание комического эффекта: Ч.2: с.26-28, с.37, с.41-42; с.46-47, с.48, с.50, с.60-61, с.62-63, с.64-65, с76-77); формирование понятия «герой сказки» через выделение присущих герою признаков (особенностей поведения) и обнаружение их в знакомых школьникам сказочных сюжетах и авторских сказках Ч.2: с.78-80, с.104; формирование понятия «герой рассказа» через сравнение его поведения с поведением сказочного героя Ч.2: с.106, с.118, с.128, с.153, с.157, с.160, с.165, с.170-171, с.175;
- установление причинно-следственных связей: между фактом наделения неживого предмета чертами одушевлённого ЛИЦА и наличием приёма олицетворения (Ч.1: с. 8); между богатым воображением, развитой фантазией и особым взглядом на мир, которым отличаются писатели и поэты (их способностью одухотворять, оживлять явления природы, использовать сравнения, контраст, звукопись, олицетворение); между базовыми ценностями, выраженными в народной сказке, и временным периодом, к которому она принадлежит (Ч.1:с. 73, с. 84, с. 89); между наличием в сказках и баснях похожих событий или (и) героев, сходного построения самих сказок и фактом использования в них международного «бродячего сюжета» (мы говорим в начальной школе: «бродячая история») (Ч.1: с.79-80; Ч.2: с.20, с.24, с.36); между базовыми ценностями, выражены в басне (например: басня осуждает глупость и поощряет хитрость или: басня поощряет мудрость и благородство), и временным периодом, к которому она принадлежит (Ч.2: с.14.с.18).
   
               
Категория: Мои файлы | Добавил: школа
Просмотров: 294 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2018